Вы здесь

Back to top

август 2017

Начальник департамента образования мэрии принял участие в заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения

3 августа состоялось заседание комиссии мэрии города Новосибирска по обеспечению безопасности дорожного движения. Основными вопросами обсуждения стали: состояние аварийности в городе, проводимая работа по снижению детского дорожно-транспортного травматизма и задачи по подготовке к новому учебному году.

Координатором заседания выступил начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Роман Владимирович Дронов.

С докладом «О состоянии аварийности на территории города Новосибирска за 6 месяцев 2017 года и о проводимой работе по детскому дорожно-транспортного травматизму и задачах при подготовке к новому учебному году» выступил начальник ОГИБДД УМВД России по городу Новосибирску Евгений Вячеславович Маслюк.

Ахметгареев Р. М., начальник департамента образования мэрии города Новосибирска, проинформировал комиссию о мерах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в городских учреждениях образования. «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма начинается с детского сада, строится с учетом времени года, дифференцируется по возрастным психологическими особенностям, - отметил Рамиль Миргазянович. - Для качественного усвоения знаний правил дорожного движения детьми широко используются наглядные пособия, уголки безопасности, технические средства обучения, учебно-методическая литература. Помимо освоения теоретических знаний с детьми проводятся занятия и по закреплению их на практике через систему занятий путем создания различных ситуаций городского движения, сюжетных игр и других».

Кроме того, по мнению Ахметгареева Р. М., важной часть профилактики дорожно-транспортного травматизма является создание во всех учреждениях образования Паспортов дорожной безопасности, которые размещены на официальных сайтах учреждений. Безопасные маршруты школьников «Дом – школа – дом» размещены в школьных дневниках, в рекреациях учреждений, классных уголках.

Большую роль в образовательном процессе играет Детский автогородок, где в рамках городской программы «ДЕТИ-БЕЗОПАСНОСТЬ-ДОРОГА» с января по июль 2017 года прошли обучение более 20 000 детей. К тому же в 2016-2017 учебном году была проведена подготовительная работа по открытию трех базовых площадок на территориях Лицея № 176 и №200, школы № 67 и дошкольных учреждений № 59, 369. Кроме того, планируется открытие специализированных классов по изучению ПДД на базах школ №56 и №76.

«Приоритетной задачей по вопросам профилактики безопасности детей на дорогах является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, - подчеркнул Рамиль Миргазянович, - в первом полугодии текущего года департаментом образования проведено четыре семинара, три тематических вебинара. В дни весенних каникул в районных отделах образования проведены учебно-методические сборы по вопросам безопасности дорожного движения с преподавателями ОБЖ, классными руководителями, учителями начальных классов».

Начальник департамента образования также довёл до сведения комиссии, что работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводится и с родительской общественностью, совместно со специалистами ГИБДД на постоянной основе проводились тематические родительские собрания, в которых приняли участие более восьмидесяти тысяч человек.

Ахметгареев Р. М. привёл статистические данные: за 6 месяцев 2017 года зарегистрировано 81 дорожно-транспортное происшествие с участием детей (за аналогичный период прошлого года – 90 случаев), при этом в 37% случаях установлена вина детей. Погибших несовершеннолетних за данный период не зарегистрировано.

«О проведении мероприятий по выполнению поручения Президента Российской Федерации ПР-287 от 20.02.2015 года в части обустройства пешеходных переходов вблизи учебных заведений в соответствие с новыми стандартами» сообщил начальник отдела ОДД ГУБЩ мэрии города Новосибирска Валерий Викторович Гореев.

В завершении заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения был принят ряд решений, в том числе: проанализировать причины совершения ДТП с участием детей; принять решения по снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма; провести комплекс мероприятий по обеспечению удовлетворительных условий на маршрутах передвижения школьников к учебным заведениям; разработать комплекс мероприятий с родительской общественностью по воспитанию у детей культуры соблюдения правил дорожного движения  и другие.

Астрономия как обязательный предмет

Изучение астрономии как обязательного предмета на уровне среднего общего образования вводится в российских школах с 2017-2018 учебного года. Однако дата 1 сентября 2017 года обозначена на федеральном уровне как ориентир.

У каждой школы есть право самостоятельно принять решение о включении астрономии в расписание с 1 сентября 2017 года или позже – с 1 января 2018 года. Определяющим здесь является фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета.

В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России уже направило в субъекты РФ, специально акцентировано внимание на то, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

В каком классе вводить изучение астрономии? Здесь также решение оставлено за школой. Возможен вариант изучения либо в 10-м, либо в 11-м классах. При этом может быть использован модульный принцип изучения. Если ранее этот учебный предмет изучался в рамках вариативной части учебного плана основной образовательной программы школы, можно осваивать астрономию в 11-м классе в обязательной части основной образовательной программы с 1 сентября 2017 года. Важно, чтобы объем часов на изучение астрономии за весь период составлял не менее 35 часов.

Включение астрономии в число учебных предметов, по которым проводится государственная итоговая аттестация в форме Единого государственного экзамена (в том числе на добровольной основе), не планируется. Всероссийские проверочные работы по астрономии будут проводиться не ранее 2019 года (также к 2019 году задания по астрономии будут включены в контрольно-измерительные материалы по физике).

Минобрнауки России также обращает внимание, что на сайте Министерства работает электронная приемная по вопросам введения учебного предмета «Астрономия» как обязательного с 1 сентября 2017 года в общеобразовательных организациях Российской Федерации.

Министерство образования и науки РФ

В школе №211 прошёл День светофора

4 августа на территории СОШ №211 прошёл детский праздник, посвящённый Международному дню светофора. Для детей, которые посещают лагеря дневного пребывания в школах Калининского района, провели интерактивную театрализованную программу и в игровой форме рассказали о правилах дорожного движения.

Праздник был организован департаментом образования мэрии города Ноовсибирска, администрацией Калининского района города Новосибирска, Отделом ГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску, МКУ ГКЦ «СОЛО», МАУ ДО г. Новосибирска «Детский автогородок», МБУ ДО «Центр детского творчества «Содружество», МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко.

На правах хозяина праздника ребят поприветствовал директор школы №211 Сергей Витальевич Васильев. Он пожелал ребятам интересно провести время, поучаствовать во всех конкурсах, узнать что-то интересное, а главное – быть внимательными на дорогах!

Начальник ОГИБДД УМВД России по городу Новосибирску Маслюк Е. В. также пожелал весело и полезно провести время и отметил: «На территории города Новосибирска более 400 светофорных объектов, сегодня мы уже не представляем себе жизни без них, каждый понимает важность светофоров для безопасности дорожного движения».  Евгений Вячеславович также сказал несколько напутственных слов: «Пусть приближающийся учебный год будет для вас, ребята, познавательным и творческим, чтобы вы показали высокие знания по всем предметам, в том числе и по правилам дорожного движения».

Во время праздника ребят ждала встреча с героями известной сказки «Королевство кривых зеркал»: Йагупоп и его свита Анидаг, Абаж и Нушрок хотели всячески запутать ребят, чтобы они забыли все правила. Но школьники не поддались и точно отвечали на все вопросы, правильно называли все дорожные знаки. Затем все ребята разделились на шесть групп и по очереди поучаствовали в разных интересных интерактивных площадках: изучили патрульный автомобиль ГИБДД; узнали, права какой категории нужны, чтобы водить мотоцикл; покатались на веломобилях; выучили весёлый танец; поучаствовали в викторине. Преодолев все испытания, ребята смогли осободить Светофора и приняли участие в песенно-танцевальном флеш-мобе. Праздник прошёл очень весело и ярко, все участники получили памятные призы!

На стройплощадке школы-интерната №37 прошло совещание

8 августа мэр города Новосибирска Локоть А. Е. принял участие в выездном совещании по завершению строительства специальной общеобразовательной школы-интерната № 37 для глухих и слабослышащих детей. Мэр проверил готовность объекта и соответствие сроков сдачи.

В выездном совещании приняли участие заместитель мэра – начальник департамента строительства и архитектуры Алексей Валерьевич Кондратьев, заместитель мэра Валерий Александрович Шварцкопп, начальник департамента образования мэрии Рамиль Миргазянович Ахметгареев, директор МКУ "Управление капитального строительства" Константин Юрьевич Головин, представитель подрядной организации – директор ОАО "Стройтрест № 43" Алексей Васильевич Матвеев.

На сегодняшний день на объекте ведутся работы по устройству внутренних инженерных систем, по внутренней отделке, по благоустройству территории. Новое здание школы сможет вместить 220 учащихся. Школа-интернат — специализированное учебное заведение, поэтому оно проектировалось с учётом особенностей и требований к подобным учреждениям. Здесь предусмотрены четыре блока. Первый – это мастерские, спортивный зал, медицинские кабинеты, тренажерный зал, библиотека. Второй блок включает гардероб, столовую, интернат, учебные классы, актовый зал. Также блок с двумя бассейнами и блок под дошкольное отделение. Сейчас же школа-интернат №37 располагается в приспособленном здании на ул. Саратовской, 24а 1938 года постройки, которое не соответствует современным требованиям для подобных учреждений.

«Данный проект нетиповой, во-первых, это специализированное учебное заведение для детей с ограниченными возможностями здоровья, во-вторых, это интернат, здесь будут учиться и жить ребята не только из города Новосибирска, но и из области, - отметил А.Е. Локоть. – Сегодня школа располагается в здании, которое не удовлетворяет современным требованиям, поэтому мы делаем всё возможное, чтобы как можно скорее закончить этот объект. Ведь после завершения строительных и отделочных работ, последует согласование документов на получение лицензии на образовательную деятельность, а это тоже потребует времени. Так что сейчас стоит срок – начало 2018 года». Анатолий Евгеньевич также сообщил, что вопросы с оборудованием и мебелью уже решены, все конкурсы отыграны.

Директор МКОУ «Специальной (коррекционной) школы - интерната №37» И.А. Зайцева также подчеркнула, что новое здание школы соответствует всем требованиям. «Уникальность данного проекта в том, что она будет оснащена специальным оборудованием: ROGER-системами беспроводной цифровой передачи звука, которая автоматически выделяет речь в общем потоке звуков, - рассказала Ирина Анатольевна. – В школе также будут специальные оборудованные классы для занятий с сурдологом. Предусмотрен зал для особых музыкально-ритмических занятий, на которых с помощью движений улучшается речь». Ирина Анатольевна также отметила, что школа полностью укомплектована педагогическим составом, все специалисты имеют два высших образования (педагогическое и дефектологическое), что позволяет им проводить полноценный образовательный процесс.

«Этот объект, как школа для слабослышаших ребят, предполагает особые условия, в процессе строительных работ мы постоянно обращаемся к специалистам, чтобы потом не было проблем со сдачей объекта, - подчеркнул директор ОАО "Стройтрест № 43" А.В. Матвеев. – Также особых условий строительства потребовал рельеф территории, здесь большие перепады высот, важно было предусмотреть не только эксплуатационные условия, но и эстетику». Алексей Васильевич отметил, что на сегодняшний день строительные работы в стадии готовности на 97%, благоустройство территории - на 90%, сейчас идёт уже финишная отделка.  

Завершилась профильная смена по робототехнике и мультимедийной журналистике

10 августа в детском лагере «Юбилейный» завершилась профильная смена по робототехнике и мультимедийной журналистике. Около двухсот ребят из различных учреждений Новосибирска в течение пяти дней учились, соревновались и отдыхали.

Робототехники создавали модели робота-помощника разной направленности и приняли участие в создании экогорода. В четвертый день смены прошли соревнования, по итогам которых ребята получили сертификат с количеством заработанных баллов (от 0 до 100).

Юные журналисты, разбившись на пять команд, в течение смены создавали проект мультимедийной истории. Ребята научились создавать различные виды инфографики, интерактивные фотографии, панорамную фото- и видеосъемку и другие мультимедийные проекты. В рамках смены прошла защита проектов. Победителем стал проект команды «Название» – путеводитель по лагерю «Юбилейный». Посредством тайного голосования был выявлен победитель в номинации «Приз зрительских симпатий» – им стала команда «Сиреневая пресса» с историей про жизнь вожатых. Также были отмечены активные участники группы ВКонтакте.

Пять дней пролетели как один миг, впереди новый учебный год, но в памяти участников смены останутся новые знания, незабываемые впечатления и, конечно, новые друзья.

На стадионе «Спартак» прошёл День физкультурника

12 августа на стадионе «Спартак» прошел городской праздник, посвященный Дню физкультурника. В нём приняли участие представители городских ДЮСШ и специалисты департамента образования мэрии.

Начался праздник с фестиваля ГТО, все желающие могли сдать нормативы комплекса в своей возрастной группе или просто попробовать свои силы, узнать свои способности. Были среди них и специалисты департамента образования мэрии города Новосибирска.

Более подробно о городских ДЮСШ и СДЮШОР можно было узнать в консультационных центрах, где тренеры и педагоги рассказывали всем интересующимся родителям и детям подробности о правилах приёма в образовательные учреждения, об организации учебно-тренировочного процесса и т.д.

Показ видеофильма, посвященного стадиону «Спартак», который в этом году отмечает своё 90-летие, ознаменовал начало церемонии торжественного открытия праздника. В ней приняли участие губернатор Новосибирской области Владимир Филиппович Городецкий, мэр города Новосибирска Анатолий Евгеньевич Локоть, президент Олимпийского Совета в Новосибирской области Виктор Филиппович Захаров.

Затем всем гостям праздника представили обновлённую аллею Олимпийской Славы с портретами новосибирских спортсменов-победителей, выступавших на Олимпиадах разных лет. На ней установили портрет Юлии Петровны Гавриловой, фехтовальщицы-саблистки, которая стала олимпийской чемпионкой в 2016 году в Рио-де-Жанейро. Она лично присутствовала на церемонии: «Раньше я проходила мимо аллеи Олимпийской Славы, всматривалась в лица чемпионов и восхищалась. Хотелось быть среди них, и вот этот момент настал – он знаковый для меня. Сейчас я занимаюсь ребенком, но уже задумываюсь о возвращении в спорт – так хочется снова приступить к тренировкам! Очень рада присутствовать сегодня здесь – считаю День физкультурника своим праздником. Думаю, что между всеми, кто занимается спортом, есть тесная связь – и профессионалами, и любителями. Всех призываю заниматься физической культурой!»

После традиционной разминки, которая в этом году была танцевальной, начались основные соревнования. На спортивных площадках, организованных муниципальными учреждениями спортивной отрасли, царило разнообразие интерактивных программ, соревнований и мастер-классов. Мини-футбол и кроссфит, стритбол и армрестлинг, шахматы и кёрлинг, картинг и боссабол – увидеть всё разнообразие спортивной жизни города сразу в одном месте можно только на День физкультурника.

Одарённые дети из Южной Кореи прибыли в Новосибирск

С 13 по 19 августа делегация школы одаренных детей города Тэджон (Южная Корея) пробудет в Новосибирске с целью установления сотрудничества в области общего образования. Принимающая сторона — МБОУ города Новосибирска «Аэрокосмический лицей имени Ю. В. Кондратюка».

В составе делегации девять детей в возрасте 17 лет и двое взрослых. Цель их приезда: международный обмен опытом в сфере образования; интеграция системы образования Российской Федерации с системой образования Южной Кореи на равноправной и взаимовыгодной основе; разработка и реализация совместных образовательных проектов естественнонаучной и аэрокосмической области знаний; повышение квалификации и совершенствование научной и образовательной деятельности педагогов; совершенствование языковых компетенций обучающихся и педагогов.

В программе поездки знакомство с культурой, искусством, традициями Российской Федерации, с историей и достопримечательностями Новосибирска: посещение научно-исследовательских институтов, образовательных центров, высших учебных заведений: ИТПМ им. С. А. Христиановича, ИЯФ СО РАН, ДЮЦ Планетарий, ФГУП «СибНИА им. А. С. Чаплыгина», ФЛА НГТУ; участие в практических занятиях по астрономии, физике, авиа- и ракетомоделированию.

Визит делегации школы одаренных детей города Тэджон — это продолжение сотрудничества, которое началось в июне 2016 года, когда состоялась первая встреча администрации аэрокосмического лицея и делегации педагогов школы одаренных детей города Тэджон с целью установления связей в области общего образования. В рамках данного сотрудничества группа учащихся и педагогов аэрокосмического лицея была приглашена посетить школу одаренных детей города Тэджон с 16 по 26 декабря 2016 года. Таким образом, приезд делегации из Южной Кореи в 2017 году — это подтверждение заинтересованности обмена опытом и перспективы развития сотрудничества в области общего образования.

Прибывшие в Новосибирск ученики из Южной Кореи практически сразу погрузились в совместную работу со школьниками Аэрокосмического лицея. Они создавали самодельные вертолёты. У ребят стояла задача сделать сообща простейший летательный аппарат — деревянный беспилотник. «Эта модель для обучения на первом году авиамоделирования. С её помощью осваиваются навыки работы с древесиной, основы аэродинамики. Она безопасна, летает в небольшом пространстве. Называется вертолёт «Муха», — пояснил руководитель авиамодельной мастерской Олег Круглов.

Теон Оу, одна из учениц Тэджона, говорит, что самое трудное было — заставить модель балансировать. Для успешного полёта нужно, чтобы её крылья были ровные. В корейской школе ученики работают с печатью на 3D-принтерах.

«Кроме баланса между обеими частями модели по весу и примерно одинаковой форме, она должна быть гладкой. Важно правильно запустить модель, чтобы она не летела криво», — добавляет ученик лицея Иван Дик.

«Эта школа очень красивая, ещё нас впечатлили занятия, на которых ребята делают всё своими руками», — поделился впечатлениями Мейни Чой, руководитель делегации из города Тэджон. 

По данным пресс-центра мэрии города Новосибирска

Итоги второго сезона летней кампании обсудили в «Созвездии Юниор»

16 августа в детском оздоровительном лагере «Созвездие Юниор» состоялось межведомственное совещание по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. На совещании были подведены итоги второго сезона проведения летней оздоровительной кампании 2017 года.

В совещании приняли участие заместитель мэра города Новосибирска  Валерий Александрович Шварцкопп, заместитель начальника департамента образования – начальник управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса мэрии города Новосибирска Елена Юрьевна Кащенко, заместитель начальника департамента по социальной политике - начальник управления социальной поддержки населения мэрии города Новосибирска Марина Валентиновна Хрячкова; начальник ОГИБДД УМВД России по городу Новосибирску Евгений Вячеславович Маслюк; главный специалист-эксперт отдела надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Лариса Анатольевна Шуралева, специалисты департамента образования мэрии, управления общественных связей мэрии, социальной политики, культуры, спорта и молодежной политики мэрии, начальники отделов образования администраций районов (округа) города, директора летних оздоровительных лагерей, инспекторы по делам несовершеннолетних Управления МВД России по городу Новосибирску.

В приветственном слове председатель межведомственной комиссии В.А. Шварцкопп определил цель совещания и основные вопросы. Валерий Александрович представил статистические данные прошедших и текущего месяца летнего сезона.  

Итоги проведения летней оздоровительной кампании в июле 2017 года в своём докладе представила комиссии заместитель начальника департамента образования – начальник управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса мэрии города Новосибирска Е.Ю. Кащенко: «За два месяца текущего года всеми видами занятости на территории города Новосибирска были охвачены более 90 тысяч несовершеннолетних, в том числе более 20 тысяч отдохнуло в лагерях дневного пребывания, более 7,5 тысяч оздоровились и отдохнули в муниципальных загородных лагерях, около 64 тысяч были охвачены малозатратными формами отдыха и занятости. По данным отделов образования районов и округа города, в городских образовательных организациях и предприятиях были трудоустроены 349 подростков, задействованы в трудовых объединениях и бригадах по благоустройству 633 человека». Елена Юрьевна привела следующие данные: за 2 летних месяца в ЗОЛ уже отдохнуло более 600 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, она также отметила важность подготовки качественного и доступного (адаптированного) отдыха для детей этой категории. «Остаётся актуальной задача организации продуманного летнего отдыха и занятости детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, - подчеркнула начальник управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса, - в этом году более 100 несовершеннолетних данной категории были направлены в муниципальные лагеря отдыха и оздоровления».

Далее о ходе летней оздоровительной кампании в Центральном округе и Калининского района сообщили комиссии соответственно Ольга Анатольевна Михайлова, начальник отдела образования администрации Центрального округа, и Людмила Владимировна Шаповалова, начальник отдела образования администрации Калининского района. 

Надежда Матвеевна Антипина, руководитель психологической службы МКУДО ГООЦ «Тимуровец» поделилась опытом организации летнего детского отдыха, воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Основную часть заседания комиссии заняли доклады о педагогических программах загородных оздоровительных лагерей. Е.А. Белая (руководитель педагогических программ МАУ ДО СОЦ КД «Берёзка»), А.А. Грязнов (педагог-организатор МАУДО ДТД УМ «Юниор»), Н.И. Курант (директор МАУДО ДООЦ «Юный ленинец»), Н.А. Мамед-Заде (директор МБУДО ДООЦ «Кировский»), Е.Ф. Мамедова (руководитель учебно-методического центра МКУДО ГООЦ «Тимуровец»), И.В. Суткина (заместитель начальника ДОЛ «Гренада» по воспитательной работе) раскрыли в докладах суть своих воспитательных программ в условиях ЗОЛ, поделились опытом, раскрыли некоторые проблемы.

В завершении межведомственного совещания по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков был принят ряд решений, в том числе: руководителям оздоровительных учреждений организовать доступный и качественный отдых детей с ОВЗ; учесть при подготовке и реализации воспитательных программ потребности и интересы детей всех категорий; руководителей структурных подразделений мэрии председателям межведомственных комиссий районов (округа) города Новосибирска держать на контроле выполнение плана мероприятий летней оздоровительной кампании 2017 года и целевое использование денежных средств областного и городского бюджета, держать на контроле организацию отдыха, оздоровления, занятости детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете, организацию детских походов, усилить работу, направленную на профилактику самовольных уходов несовершеннолетних и предупреждение совершения ими противоправных деяний. 

Задайте вопрос Министру образования и науки РФ

Общероссийское родительское собрание, ставшее уже традиционным, проведёт накануне нового учебного года, 30 августа, Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильевна.

Как и в предыдущие годы, Общероссийское родительское собрание пройдёт в формате видеоконференции с прямыми включениями из регионов России. Ольга Юрьевна ответит на вопросы присутствующих и заданных онлайн. Принять участие в обсуждении может каждый, прислав свой вопрос, заполнив специальную форму на сайте Министерства образования и науки РФ.

Родительское собрание в формате видеоконференции можно будет посмотреть 30 августа в Городском центре информатизации «Эгида» (ул. Гоголя, 188/1).

Педагогическое открытие лета

17 августа в МКУ ГКЦ «Соло» состоялась защита программ организаторов каникулярного отдыха и оздоровления детей и подростков «Новосибирские каникулы» в номинации «Педагогическое открытие лета».

Свои проекты представили МАОУ Лицей № 176, МБОУ Гимназия № 14 «Университетская», МБУ ДО «ЦДО «Лад», лагерь «Academy», ДСОЛКД «Тимуровец», МБУ ДО ДООЦ «Кировский», ООО ЦИР «Космос», ДОЛ «Пионер», МБОУ СОШ № 177.

Лицей № 176 раскрыл суть программы «Региональная профильная смена «Школа НТИ для Доступной среды», дети создают инженерные проекты для доступной среды. А педагог-психолог из МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» рассказала важность программы «Психологическое занятие на свежем воздухе «Психологический пленэр».  Представитель МБОУ СОШ № 177 рассказала о программе профильной смены по экологии «Лето зеленого цвета», задача которой была формирование экологического мышления, экологической культуры детей и подростков.

Интересно представили дополнительную общеобразовательную программу «Радужное лукошко» педагоги дополнительного образования МБУ ДО «ЦДО «Лад», основанную на идее того, что изучение традиций художественной культуры и многообразного проявления искусства развивает личностные, психологические качества, активирует творческую самостоятельность детей.

Руководитель лагеря «Academy» из Центра прогрессивного отдыха «Persona.Camp» очень интересно представил программу Мотивирующий лагерь «Academy», цель которой создание уникальной площадки для детей, в частности направления лидерства и саморазвития.

Программу творческой психологической студии «Секреты фрактального рисования» представили на суд экспертов руководители психологической службы ДСОЛКД «Тимуровец». Суть программы основывается на том, что по рисунку можно получить полноценную информацию о состоянии души и тела человека.

Представитель МБУ ДО ДООЦ «Кировский» презентовала проект «Улицы расскажут». Педагоги лагеря поставили цель рассказать детям об истории города Новосибирска, о его улицах, выдающихся личностях.

ООО Центр инновационного развития «Космос» наглядно рассказали о благотворительном проекте в рамках программы «Дети-детям» «7 чудес». Ребята прочитали очень трогательное стихотворение, в котором раскрыли семь важных качеств: созидать, любить, учиться, мечтать, помнить, жить, помогать.

Проект «Ищи возможности» (организация летнего детского отдыха, воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей), представленный ДОЛ «Пионер» стал темой настоящей дискуссии в аудитории, мнения разделились.

Победители городского смотра-конкурса организаторов каникулярного отдыха и оздоровления детей и подростков «Новосибирские каникулы» будут объявлены на итоговом заседании Межведомственной комиссии.

Мэр проверил строительство детского сада

18 августа мэр города Новосибирска А.Е. Локоть провел выездное совещание, в рамках которого посетил здание бывшего центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, возвращённого в систему дошкольного образования.

В совещании приняли участие мэр города Новосибирска А.Е. Локоть, заместитель мэра города Новосибирска В.А. Шварцкопп, глава администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска С.И. Канунников, начальник управления обеспечения бюджетного процесса, мониторинга организации питания и ресурсного сопровождения учреждений в сфере образования мэрии города Новосибирска Ю.С. Зуева, директор МКУ «Отдел технического надзора и развития материально-технической базы образовательных учреждений» С.Б. Шмидт.

Здание детского сада по адресу: ул. Гоголя, 25а, ранее занимаемое воспитанниками детского дома № 15, было передано в городскую отрасль образования и присоединено к детскому саду № 34 (это будет филиал) для использования его по прямому назначению. В 2016 году были выполнены работы по подготовке проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта. Весной 2017 года состоялся конкурс по подбору подрядной организации, который выиграло ООО ПКФ «АгроСервис». Цена контракта по аукциону составила 11,7 млн рублей.

В июле строители приступили к ремонту здания. На сегодняшний день на объекте выполнены демонтажные работы на 90 %. Идёт подготовка к замене внутренних инженерных коммуникаций: систем отопления, водо- и электроснабжения, вентиляционной системы. Срок окончания строительных работ – ноябрь 2017 года, запуск планируется в январе 2018 года, когда будет завезено и установлено всё оборудование.

Типовое здание детсада рассчитано на 100 мест. Здесь будет располагаться 4 группы, а также музыкальный зал, пищеблок, на территории детского сада планируется установить четыре теневых навеса и игровых площадки. На приобретение оборудования и детской мебели для детского сада из бюджета города будет направлено 8,5 млн рублей.

«В этот детский сад пойдут те ребятишки в возрасте от 3 до 7 лет, которые стоят в очереди в детский сад №34, - отметила заведующая муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска "Детский сад № 34 с осуществлением интеллектуального развития" Татьяна Сергеевна Пономарева, - родители уже активно приходят, интересуются сроками и возможностями. Мы уже начали подбор персонала, здесь будут работать восемь воспитателей, музыкальный руководитель и педагог физической культуры».

«Тема новых мест для дошкольников для города Новосибирска остаётся актуальной, естественно, мы продолжаем над этим работать, - подчеркнул мэр города Новосибирска А.Е. Локоть. - Это здание когда-то было детским садом, потом было отдано детскому дому, теперь мы его вновь возвращаем дошкольникам. Для этого микроучастка, как и в целом для Центрального округа появление новых дошкольных учреждений очень важно, ведь здесь нет новых площадок для строительства, а с вводом этого учреждения по подсчётам специалистов мы решаем проблему дошкольных мест для близлежайщих территорий».  Анатолий Евгеньевич также отметил: «В ноябре подрядчик закончит все работы, это надёжный партнёр, не первый раз мы с ним работаем, ведь важны не только сроки, но и качество. Получается мы обойдёмся относительно небольшими средствами, одно дошкольное место обойдётся примерно в 200 тысяч, это эффективное экономное использование бюджетных средств». Мэр города также сообщил, что возвращение здания в систему дошкольного образования стало возможным во многом благодаря существующим программам усыновления, поиску приемных семей, всё это способствует сокращению количества воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, соответственно здания освобождаются. 

Экологический конкурс «Сохраним нашу планету»

В Новосибирске завершается городской экологический конкурс «Сохраним нашу планету» среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. Учредитель конкурса – департамент образования мэрии города Новосибирска, организатор конкурса – Городской центр развития образования.

В рамках номинации «Мир вокруг нас» 16–18 августа прошел городской этап смотра-конкурса территорий образовательных организаций. В ней приняли участие 11 детских садов-финалистов районного этапа: № 428 Дзержинского района; № 85 Калининского района; № 398 Кировского района; №№ 331, 81 Ленинского района; № 508 Октябрьского района; № 35 Первомайского района; № 165 Советского района; №№ 42, 59, 497 Центрального округа.

Территория детского сада – один из важных элементов образовательной среды, неотъемлемая часть всей системы экологического развития, в организации которой принимают участие педагоги, дети, родители. На территории детского сада ребенок в летнее время проводит большую часть дня. Учитывая все это, педагоги детского сада организуют и проводят работу с детьми, создают комфортные условия для пребывания дошкольников на свежем воздухе, озеленяют, оформляют дизайнерскими элементами групповые участки, оборудуют тематические площадки для организации различных видов совместной и самостоятельной деятельности. Участники конкурса представили множество идей оформления участка детского сада для качественной реализации задач экологического образования. Среди многообразия вариантов оформления территории детского сада – создание клумб, альпийских горок, экологических тропинок, метеостанций, летних лабораторий, огородов, экспериментальных полей, полян для творчества и т. п.

Критериями оценки территории детского сада в номинации «Мир вокруг нас» стали: санитарное состояние территории; наличие зеленых насаждений, деревьев, кустарников, клумб, газонов; наличие опытно-экспериментального участка для наблюдений за живой и неживой природой; наличие условий для проведения прогулок, подвижных игр; использование элементов ландшафтного дизайна.

Конкурсанты продемонстрировали творческий подход не только в разнообразии методов и приемов оформления территории ДОУ, но и в презентации своей деятельности в направлении экологического образования дошкольников. Члены жюри приняли участие в играх, квестах, викторинах, разработанных для воспитанников детских садов, и смогли по достоинству оценить образовательный ресурс созданной развивающей среды и творческий подход педагогов.

X городской открытый форум молодых педагогов

28 августа в рамках XV городской педагогической конференции в Доме учителя состоится X городской открытый форум молодых педагогов. Наряду с городскими учителями в форуме примут участие представители молодежных педагогических сообществ городов и районов Новосибирской области.

Форум является интерактивной молодежной площадкой, на которой обсуждаются самые важные для молодых педагогов проблемы. И не только. Форум – это реальная возможность заявить о себе, выразить свою точку зрения по самым острым вопросам современной школы, роли и месте в ее преобразованиях молодых. Форум молодых педагогов в Новосибирске – это всегда новые инициативы и предложения, что, собственно, и позволяет заявлять о себе в педагогическом сообществе города ярко и значимо. Так, в свое время появилась инициатива создания памятника-символа «Гимн Учителю», городского профессионального конкурса молодых педагогов «Новой школе – современный учителя» (в последствии «Педагогический дебют»), городской программы «Молодые лидеры образования», гуманитарного проекта «Имена, опаленные войной» и др.

Х форум продолжает держать «пульс актуальности» и выносит на рассмотрение проблему освоения молодыми педагогами технологических компетенций в контексте «кружкового движения НТИ», «погрузит» молодежь в пространство нового городского проекта «Гуманитарный технопарк». Еще одна актуальная проблема, которую планируется поднять на форуме – дорожная карта профессионального и личностного роста молодого педагога. В ее разработке примут участие все участники форума.

Х форум, как и все предыдущие девять – особое пространство для общения, обмена мнениями, обретения новых друзей. Форум всегда объявляет новый состав Городского клуба молодых педагогов и планирует основные мероприятия с молодыми педагогами.

213 готовится встретить первых учеников

1 сентября юные жители микрорайона «Берёзовое» Первомайского района придут в новую школу №213. К приёму детей уже всё готово, и они уже вовсю репетируют выступления на торжественной линейке.

В последнее время Первомайский район растёт довольно быстрыми темпами, здесь появляются новые дома и целые микрорайоны. Естественно, возникает потребность в социальной инфраструктуре. Несколько лет назад в микрорайоне «Берёзовое» был построен детский сад с бассейном. Теперь открывается новая школа, рассчитанная на 546 школьников.

Строительство школы началось в августе в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы". Общий объем вложений — около 500 млн рублей.

Сейчас школа №213 готова к приёму школьников: получены все документы, завезено оборудование, техника и мебель. Полностью готов пищеблок, готовить еду будут прямо здесь, а контролировать её качество будет комбинат питания. Приведена в порядок территория вокруг школы: шесть игровых площадок для младших школьников, тренажёры, футбольное поле и хоккейная коробка.

Строительство школы выполнено с применением новейших технологий проектирования систем вентиляции и освещения (в том числе уличного), использованы современные материалы как при фасадных, так и внутренних отделочных работах. В школе создана безбарьерная среда для учеников с ограниченными возможностями здоровья: удобная входная зона, лифт, специальные парты, туалеты. Кроме того, в школе созданы комфортные условия для дополнительного образования детей.

«На сегодняшний день в нашу школу зачислено 724 ребёнка, из них 6 первых классов. Несмотря на то что проектная наполняемость учреждения меньше, площади нам позволяют учиться в одну смену, по крайней мере в этом году. А вообще, дети уже в школе, они вовсю готовят выступления для торжественной линейки и праздничного концерта в День знаний, - рассказала директор школы №213 А.Д. Шмакова. – На 100% укомплектован и штат педагогов. В основном учителя первой и высшей категории, есть и молодые специалисты. Сейчас у нас проходят методические семинары, так как учителя пришли все из разных школ, такие совещания необходимы».

Анна Дмитриевна также показала гостям специализированные кабинеты. Школа получила новейшее интерактивное оборудование для кабинетов физики, химии, биологии. По её словам, на эти три кабинета было потрачено порядка трех миллионов. Подобное оборудование позволит развивать инженерные компетенции в рамках Национальной технологической инициативы.

Школа №213 имеет настоящий спортивный комплекс. В который входят два больших спортивных зала и две спортивные площадки. Один зал предназначен для игровых видов спорта: для волейбола, футбола и баскетбола. Второй – гимнастический, для легкоатлетических тренировок. На территории школы расположено футбольное поле с современным покрытием, а также поле, предназначенное летом для баскетбола, а зимой для хоккея.

«В нашей школе будут обучаться 12 ребят с ограниченными возможностями здоровья, у нас для этого всё предусмотрено, - отметила А.Д. Шмакова, - один ученик с довольно тяжёлой формой ДЦП, например, будет посещать занятия вместе со всеми. Сейчас инклюзивное образование внедряется в школах, в 213 всё для этого создано».

 

Губернатор и мэр проверили готовность школ

Накануне нового учебного года Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий вместе с мэром города Новосибирска А.Е. Локтем побывали в нескольких образовательных учреждениях, чтобы лично проконтролировать их готовность к началу занятий.

Программа выездного совещания включала посещение специальной (коррекционной) школы-интерната №116 в Калининском районе, средней общеобразовательной школы №90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Ленинского района, средней общеобразовательной школы №196 в Кировском районе и средней общеобразовательной школы №155 Октябрьского района.

На совещании присутствовали Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий, мэр города Новосибирска А.Е. Локоть, министр образования, науки и инновационной политики С.А. Нелюбов, начальник департамента образования мэрии города Новосибирска Р.М. Ахметгареев.

Руководители области и города проверили проведённый за лето ремонт, благоустройство территории, а в школе №155 готовность к приёму детей 1 сентября.

«День знаний - это общий праздник, но ему предшествует очень напряжённая работа абсолютно всех служб, - подчеркнул глава региона, - поэтому то, что мы сегодня увидели в образовательных учреждениях, это показатель хорошего уровня подготовки, компетенций руководителей школ. С уверенностью можно сказать, что всё готово. Те деньги, которые выделялись в этом году на подготовку школ, полностью освоены, с хорошим уровнем, к образовательным организациям вопросов нет». Владимир Филиппович также отметил, что все 933 школы области на сегодняшний день приняты для эксплуатации пожарным надзором, МЧС.

«Школа №155 была один из сложных объектов в этом году, потому что пришлось совмещать учебный процесс и строительство, - выделил Губернатор, - по завершению учебного года старое здание было снесено, что потребовало особых условий безопасности. Генподрядчик и все службы, которые сопровождают строительство, великолепно справляются. Так что начало учебного года в новом здании будет обеспечено. Сложно, конечно, будет совмещать обучение с продолжением строительных работ, но учебному процессу это никак не помешает».

«Сейчас подготовка к Дню знаний идёт полным ходом, проходит проверка школ, их состояния. На сегодняшний день все 212 школ города получили разрешение начать учебный процесс, - довёл до сведения журналистов мэр города Новосибирска А.Е. Локоть. – Этот объект особенный, ведь строительство шло параллельно обучению детей. Сейчас мы посмотрели готовность: основная часть строительства закончена, осталась входная зона, которая будет оформлена и сдана к 1 января 2018 года. Классы же полностью готовы к началу учебного процесса». Анатолий Евгеньевич также отметил, что при подготовки всех объектов уделяется особое внимание безопасности школьников, все переходы возле образовательных организаций оборудованы соответствующими разметками, светофорными объектами, чтобы избежать возможных рисков. 

Должны ли быть группы продлённого дня в школе?

Начальник департамента образования мэрии города Новосибирска прокомментировал вопросы организации групп продлённого дня в образовательных учреждениях города.

«В соответствии с Законом «Об образовании» группы продлённого дня обязательными в учебном процессе образовательных организаций не являются, - подчеркнул Рамиль Миргазянович, - вместе с тем, на сегодняшний день в городе Новосибирске их более 450, в них занимается более 10 тысяч детей. Одно из условий открытия таких групп – это возможности школы. Мы сегодня говорим о том, что наши учреждения прирастают детьми, идёт ежегодное увеличение не только числа первоклассников, но и учеников среднего звена, растёт число школ, которые обучаются в две смены. И, наверное, это можно считать одной из главных причин, которая не позволяет расширять возможности открытия групп продлённого дня».

Начальник департамента образования мэрии также отметил, что существует несколько форм организованного пребывания детей. Могут быть группы, в которых родители оплачивают только питание детей, а есть полностью коммерческие группы. В этом случае, по словам Рамиля Миргазяновича, цену на пребывание ребёнка в группе устанавливают по заявлению руководителя образовательной организации в планово-экономическом департаменте мэрии города. Специалисты проводят оценку стоимости, готовят соответствующее распоряжение, в соответствии с которым учреждение может оказывать платные образовательные услуги. 

В Новосибирске отметили День Государственного флага России

22 августа во всех районах города проходят праздничные мероприятия, посвященные Дню Государственного флага Российской Федерации. Главное площадкой праздника стала площадь перед театром оперы и балета. На празднование собралось более полутора тысяч человек.

Основная идея праздника — объединение всех жителей страны независимо от возраста и социального положения.

В празднике в Театральном сквере приняли участие Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий, мэр Новосибирска А.Е. Локоть, депутаты Законодательного Cобрания области и Совета депутатов города.

В рамках празднования прошёл молодежный праздник, организованный под эгидой проведения в 2017 году Всемирного фестиваля молодежи и студентов. На нём можно было познакомиться с историей праздника и историей государственной символики. В сквере работали интерактивные точки и площадки, организованные молодежными учреждениями («Робототехника», «Генетик-тест», «Настольные игры», «Гольф», «Школа жонглеров» и другие), молодые профессиональные художники-граффитисты создавали оригинальные произведения современного искусства, посвященные тематике праздника. 

Заседание антитеррористической комиссии

23 августа в большом зале мэрии города Новосибирска прошло заседание антитеррористической комиссии, на которой был представлен доклад начальника департамента образования мэрии города Новосибирска Р.М. Ахметгареева о состоянии антитеррористической защищённости образовательных учреждений, их готовности к началу нового учебного года.

В заседании комиссии приняли участие первый заместитель мэра города Новосибирска Г.П. Захаров, заместитель мэра города Новосибирска В.А. Шварцкопп, начальник Управления МВД России по городу Новосибирску Ю.М. Горчаков, помощник начальника Управления Федеральной службы безопасности по Новосибирской области – руководитель аппарата оперативного штаба в Новосибирской области А.А. Уланов.

Начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Андрей Вадимович Колмаков рассказал о положительном опыте использования активистами ТОС камер видеонаблюдения как средства профилактики преступлений и правонарушений. Первый заместитель мэра Г.П. Захаров вручил Благодарственные письма мэрии наиболее отличившимся активистам городских ТОС.

Начальник департамента образования мэрии города Новосибирска Рамиль Миргазянович Ахметгареев представил комиссии доклад о состоянии антитеррористической защищённости и технической оснащённости образовательных учреждений Новосибирска, их готовности к началу нового учебного года и мерах по обеспечению безопасности в период проведения Дня знаний.  

По словам Рамиля Миргазяновича, департаментом образования подготовлен и направлен во все учреждения образования приказ от 11.08.2017 № 637-од «О мерах по обеспечению безопасности в учреждениях образования города Новосибска в 2017/2018 учебном году», в котором изложен комплекс мероприятий по безопасности при подготовке к новому учебному году. В образовательных организациях подготовлены планы проведения мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму на предстоящий учебный год, составлен план-график учебно-тренировочных эвакуаций учащихся и персонала, подготовлен паспорт безопасности места массово пребывания людей, документация по организации охраны учреждения.

Начальник департамента образования мэрии также привёл следующие статистические данные: на сегодняшний день в 418 (83%) образовательных организациях города установлены системы видеонаблюдения, в том числе в 2017 году установлены видеокамеры в 70 ОУ (43 школы и 27 детских сада), в городе Новосибирске 100% общеобразовательных учреждений оснащены системой видеонаблюдения. Все образовательные учреждения оснащены системой АПС, кнопкой тревожной сигнализации, речевой системой оповещения.  

Р.М. Ахметгареев также подчеркнул, что в школах и детских садах ведётся постоянная обучающая работа с руководителями, преподавателями и учениками школ, а также их родителями. В 2017 году на курсах гражданской обороны прошли обучение по ГО и ЧС 137 работников ОУ, по пожарной безопасности – 378. Перед началом учебного года проведены инструктажи персонала и должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности, по порядку действий при угрозе свершения террористического акта и возникновении других чрезвычайных ситуаций. А для учащихся 01.09.2017 планируется проведение Всероссийского урока, посвященного пожарной безопасности. Кроме того, в течение всего учебного года будут проведены занятия с привлечением сотрудников МЧС России по Новосибирской области, Службы аварийно-спасательных работ города Новосибирска, инспекторов ПДН, сотрудников Госавтоинспекции.

Особое внимание уделяется безопасности детей на проезжей части. По информации Рамиля Миргазяновича, сейчас во всех общеобразовательных учреждениях города проводятся совместные мероприятия по приведению к требованиям ГОСТа технических средств регулирования дорожного движения вблизи ОУ. За текущий период обновлены разметки «Зебра» на 315 дорожных переходах, приведены в соответствие 102 искусственные дорожные неровности, установлены 220 знаков «пешеходный переход» на жёлтом фоне, а также у 166 ОУ – знак «Дети». Также во всех учреждениях образования обновлены и актуализированы паспорта безопасности дорожного движения. Безопасные маршруты движения размещены в школах, в школьных дневниках (в виде вкладышей – памяток), в классных уголках.

Начальник департамента образования мэрии довёл до сведения комиссии, что на 22.08.2017 все школы города прошли проверку, допущены к учебному процессу, то есть полностью отвечают существующему комплексу требований.

О положительных тенденциях в обеспечении безопасности образовательных организаций также доложили начальник управления МВД России по городу Новосибирску Юрий Михайлович Горчаков, и и. о. начальника отдела управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Новосибирской области Валерий Витальевич Зубков.

О ходе выполнения «Комплексного плана реализации Стратегии противодействия экстремизму в РФ на территории города Новосибирска на 2015–2018 годы» доложила председатель комитета по делам молодежи департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Ирина Сергеевна Соловьева совместно с начальником управления общественных связей мэрии Игорем Викторовичем Щукиным и начальником департамента информационной политики мэрии Михаилом Николаевичем Столяровым. 

1 сентября с «Территорией каникул»

Городская интерактивная площадка «Территория каникул» будет работать 1 сентября в Новосибирском зоопарке им. Р. А. Шило (ул. Тимирязева, 71/1) с 14:00 до 16:00. «Территория каникул» – это грандиозное праздничное мероприятие для школьников в честь окончания летних каникул и начала учебного года.

На «Территории каникул» детей ожидает большая концертная программа, игровые площадки с конкурсами и викторинами, мастер-классы, костюмированные представления от вожатских отрядов школьников города Новосибирска, и других организаторов летнего досуга школьников.

 С 13:30 до 14:30 первого сентября дети школьного возраста смогут пройти на территорию зоопарка бесплатно, родители и сопровождающие – по билетам. Цена билета – 300 рублей.

Организаторы городской интерактивной площадки – департамент образования мэрии города Новосибирска, МКУ ГКЦ «СОЛО» и Новосибирский зоопарк им. Р. А. Шило.

XVII съезд работников образования Новосибирской области

24 августа в ГКЗ им. А. Каца прошло пленарное заседание XVII съезда работников образования Новосибирской области «Система образования Новосибирской области: гордимся прошлым, проектируем будущее».

Работа XVII съезда работников образования Новосибирской области началась 22 августа. В течение двух дней педагоги и руководители образовательных организаций Новосибирской области проектировали будущее образовательных систем, обсуждали условия повышения качества образования. В рамках съезда прошли 40 мероприятий, в которых приняли участие 2740 человек.

Губернатор Новосибирской области Владимир Филиппович Городецкий обратился с приветственным словом к участникам пленарного заседания: «Прежде всего я хочу поздравить вас с двумя знаковыми юбилеями: 80-летием со дня образования Новосибирской области и ещё одним событием, которое предопределило развитие образовательного, научного потенциала нашей области – 60-летием создания Сибирского отделения Российской академии наук. После того, как центр науки в Академгородке дополнили вузы, отделения медицинской и сельскохозяйственной наук, Новосибирск превратился в настоящую научно-образовательную столицу».

По словам губернатора, на сегодняшний день научно-образовательный комплекс Новосибирской области позволяет успешно решать задачи модернизации общего, профессионального и высшего образования, развития инновационной экономики. «Парковая политика, программа реиндустриализации экономики, ориентирующая нас на развитие современных производств, и задачи по формированию цифровой экономики, которые поставил перед нами Президент России Владимир Путин, требуют подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям времени», – подчеркнул губернатор.

Сегодня в регионе формируется открытое пространство инженерного образования, которое предполагает создание региональной инновационной инфраструктуры и развитие сети специализированных классов естественнонаучного, математического и инженерного направления. Уже сейчас функционируют 240 таких классов, в том числе 139 инженерных, в которых обучается около 6 тысяч школьников. Активно развивается программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников Junior Skills. В 2015 году был открыт региональный ресурсный центр «Детский технопарк». В конце 2016 года Правительство области утвердило Концепцию создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области на 2017–2020 годы.

По словам губернатора, приоритетными для регионального Правительства остаются поддержка одарённых детей в области искусства, спорта и науки, внедрение новых форм и методов инклюзивного образования, развитие школьного технопредпринимательства, строительство новых школ и обновление действующих учебных заведений. «С января 2018 года будет увеличено субсидирование питания для льготных категорий учащихся; вновь запущена программа «Школьное окно». Важным является вопрос создания новых мест для дошкольников в возрасте от 1,5 до 3-х лет, а также – ухода с обучения в школах в две смены», – сообщил Губернатор.

С итоговым докладом «Система образования Новосибирской области: гордимся прошлым, проектируем будущее» выступил министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Александрович Нелюбов. По словам министра, доля бюджета министерства в областном бюджете региона на 2017 год составляет почти 20%. «Это позволило обеспечить выполнение «майских» Указов Президента РФ. Сохранены меры социальной поддержки работников образования, льготное питание обучающихся, поддержка одарённых детей и молодёжи, реализация региональных проектов», – отметил Сергей Александрович.

В регионе решается задача по ликвидации двух смен обучения школьников. В 2016 году создано одна тысяча пятьдесят новых мест. В текущем году будут построены три новые школы.

Одной из главных задач системы образования министр назвал воспитание, важным компонентом которого является формирование устойчивых представлений об истории родного края. В этой связи Сергей Александрович напомнил, что в год 80-летия нашего региона авторским коллективом ученых региона подготовлено учебное пособие «История Новосибирской области», от древнейших времен до современности. «В новом учебном году необходимо ввести курс истории Новосибирской области во всех школах региона, – подчеркнул министр. – Прошу НИПКиПРО в кратчайшие сроки разработать и направить в школы методические рекомендации для педагогов по этому курсу и провести повышение квалификации учителей по проблемам локальной истории».

Особое внимание в докладе было уделено вопросам развития новых форм инклюзивного образования, созданию условий для развития одаренности у детей, усилению роли учреждений дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения.

С докладом «Дополнительное образование детей: социальный заказ и перспективы развития (на примере муниципальной системы образования г. Новосибирска)» выступил начальник департамента образования мэрии города Новосибирска Рамиль Миргазянович Ахметгареев.

Как сообщил Рамиль Миргазянович, особенностью существующей муниципальной системы образования города является её интеграционный и межведомственный характер. Для повышения эффективности и качества услуг в этой сфере в 2015 году разработана и утверждена «Концепция развития муниципальной системы дополнительного образования города Новосибирска».

Всего дополнительным образованием охвачены более 129 тысяч детей города. В 44 учреждениях дополнительного образования, подведомственных департаменту образования, из которых 17-многопрофильные и 20 узконаправленные, открыто более четырёх тысяч объединений, в которых занимаются более 86 тысяч учащихся в возрасте от 5 до 18 лет.

В своём выступлении Рамиль Миргазянович подчеркнул, что сегодняшний день диктует создание и развитие современной техносферы, научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников, в том числе профильных естественно-математических и инженерных модулей, предназначенных для практического освоения.

«Департаментом образования разработана программа развития технологического образования, в том числе и технического творчества для школьников города. Подготовлен и представлен проект развития детско-юношеского центра «Планетарий» как «Парка науки и технологий». На базе Второй новосибирской гимназии создан муниципальный ресурсный центр инженерного образования. На базе дворца творчества «Юниор» – муниципальный ресурсный центр по выявлению и развитию одаренных детей и талантливой учащейся молодежи», – сообщил Р.М. Ахметгареев.

Департаментом образования продолжается поиск рациональных решений, способных удовлетворить потребности различных категорий школьников. Только за 2016 год количество кружков, секций, объединений на базе общеобразовательных школ увеличилось на 432 с охватом более шести с половиной тысяч обучающихся.

Действующие на базе образовательных организаций школьные музеи, патриотические клубы, поисковые отряды способствуют формированию гражданского, патриотического сознания обучающихся.

На протяжение последних лет в городе ведется работа по созданию, обучению, развитию органов школьного самоуправления, детских общественных организаций, волонтёрского движения, российского движения школьников и Юнармии.

С целью развития профессиональных компетенций педагогов департаментом образования на базе Новосибирского городского дома учителя разработан проект «Гуманитарный технопарк», выстраивающий систему для поддержки профессионального роста педагогов, формирующий образ педагога нового типа в контексте кружкового движения НТИ.

В завершение съезда губернатор Новосибирской области Владимир Филиппович Городецкий вручил награды четырем работникам образования Новосибирской области в связи с присвоением звания «Заслуженный работник образования Новосибирской области», а также активным представителям образовательных и общественных организаций области.

Педагогика патриотизма

Вопросам патриотического воспитания школьников была посвящена работа секции «Патриотическое воспитание школьников как педагогическая проблема», проходившая 28 августа в рамках XV городской конференции работников образования на базе СОШ №202.

Модератором секции выступила директор МБОУ СОШ № 202 Душтакова Светлана Константиновна. В дискуссии приняли участие учителя истории и обществознания, руководители школьных и городских музеев, заместители директоров по воспитательной работе, методисты, педагоги дополнительного образования.

Задачей участников секции стало осознание темы патриотического воспитания школьников в современных условиях как понятия «педагогическая проблема», определение основных направлений совершенствования методов патриотического воспитания. Педагоги обсудили следующие вопросы: педагогика патриотизма как целостный воспитательный процесс; патриотическое воспитание с учетом возрастных особенностей школьников (Семья - Детский сад – Родная улица – Родной город – Страна – Права и Обязанности); изучение эффективности воспитания патриотизма у школьников и в педагогическом коллективе образовательного учреждения; практический инновационный опыт образовательных учреждений города Новосибирска, актуальные формы работы.

С основным докладом «Цели, задачи и основные тенденции на современном этапе патриотического воспитания школьников» на пленарном заседании выступила профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования ФГБОУ ВО «НГПУ, д-р пед. наук Татьяна Александровна Ромм. 

Своё видение проблемы патриотического воспитания «Отталкиваясь от корней» представил краевед, сотрудник Музея города Новосибирска Константин Артёмович Голодяев.

Патриотическое воспитание школьников через историко-культурный стандарт представила Елена Рудольфовна Крицкая, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 202.

Далее участники секции разошлись по отдельным кабинетам для работы в рамках круглых столов. Темами для обсуждения стали: «Школьный музей как центр патриотического воспитания»; «Патриотическое воспитание средствами краеведения»; «Проблемы преподавания истории в современных условиях»; «Патриотическое воспитание через нестандартные формы организации внеурочной деятельности»; «Роль семьи в воспитании патриотических чувств»; «Основа деятельности военно-патриотических клубов – философия защиты или милитаризм?».

Педагоги обсудили аспекты обучения детей с ОВЗ

В рамках проведения XV городской конференции работников образования 28 августа в «Гимназия № 9 им. Героя Российской Федерации М. Ю. Немыткина» прошёл круглый стол «Актуальные аспекты обучения детей с особыми возможностями здоровья общеобразовательных учреждениях города Новосибирска».

С основным докладом «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве: от проблем к результатам» выступил док. пед. наук, профессор, директор ИД ФГБОУ ВО "НГПУ" Рубен Оганесович Агавелян.

Далее прозвучали выступления практикующих педагогов и руководителей образовательных организаций, которые рассказали о своём практическом опыте работы с детьми с ОВЗ. Заместитель директора МКОУ «С(К)НШ № 60 «Сибирский лучик» Оксана Михайловна Альберти представила участникам своё видение особенностей деятельности образовательной организации в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проектирование адаптированной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья раскрыла в своём докладе Яна Николаевна Саватеева, заместитель директора ЧОУ школа «Аврора». Эффективное взаимодействие участников образовательных отношений как фактора успешности работы с обучающимися с ОВЗ раскрыла Елена Васильевна Чернова, заместитель директора МКОУ «С(К)Ш № 209». «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» стало темой доклада директора МКОУ «С(К)Ш № 1»Н.Ю. Ефимовой.

Участникам круглого стола также были представлены следующие доклады:  «Учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС НОО  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью» (Л.В. Тимонова, специалист по методической работе ООО «СибВерк», официальный представитель издательства «Просвещение»); «Информационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (Г.А. Глазунова, старший методист ГЦИ «Эгида»); «Система методического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ» (Е.А. Волкова, старший методист МКУДПО «ГЦРО»).

В заключительном слове начальник отдела общего образования управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса департамента образования мэрии города Новосибирска Л.А. Аникина подчеркнула, что в условиях инклюзивного образования методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо владеть любому педагогу, важно повышать свои профессиональные компетенции, перенимать имеющийся опыт работы. 

Новосибирские педагоги обсудили вопросы развития информационно-образовательной среды школы

28 сентября на базе Городского центра «Эгида» в рамках XV городской конференции работников образования «Муниципальная система образования города Новосибирска: приоритеты, достижения, перспективы» – прошла работа секции «Особенности развития информационно-образовательной среды школы: опыт и перспективы».

Модераторами встречи выступили Юрий Григорьевич Молоков, начальник научно-методического центра «Современные технологии» НИПК и ПРО, к.п.н., и Роман Юрьевич Сюзяев, директор МКУДПО ГЦИ «Эгида». Участие в работе секции приняла начальник отдела общего образования департамента образования мэрии города Новосибирска Лариса Александровна Аникина.

В своём приветственном слове, обращаясь к педагогам, Юрий Григорьевич Молоков, начальник научно-методического центра «Современные технологии» НИПК и ПРО, кандидат педагогических наук, отметил: «Сегодня нам нужно добиться того, чтобы компьютер работал на обучение ребёнка, чтобы он мог учиться и самостоятельно получать информацию не только на уроке информатики, но и на всех предметах, – как в урочном, так и во внеурочном процессе».

В ходе работы участники обсудили актуальные вопросы развития информационно-образовательной среды в школе, а также поделились опытом работы своих образовательных учреждений.

С докладом «Системное мышление, ФГОС и учебное программирование – новые грани привычных задач» выступил Андрей Михайлович Валов, доцент кафедры информационных технологий в образовании ГАУ ДПО «НИПК и ПРО», канд. пед. наук.

По мнению Андрея Михайловича, системное мышление как метапредметный результат – это одна из тех задач, которые можно поставить себе преподавая информатику, поскольку это поможет подготовить ребят не только к жизни в современном мире, но и упростить жизнь в информационной среде. Развивать его можно при знакомстве обучающихся с программированием (процедурным или ООП) и моделированием.

Опытом развития информационно-образовательной среды поделилась Валентина Вадимовна Углянская, заведующая кафедрой инженерных технологий МАОУ «Гимназия № 10».

О возможностях МКУДПО ГЦИ «Эгида» в формировании ИКТ-компетенций учителя рассказала Наталья Петровна Шевченко, заместитель директора по научно-методической работе МКУДПО ГЦИ «Эгида».

Городской центр информатизации «Эгида» представляет широкий выбор курсов повышения квалификации для работников муниципальной системы образования удовлетворяющий базовому и предметно-ориентированному уровням формирования ИКТ-компетенций очной и дистанционной форм обучения.

«В 2016-2017 году, помимо курсовой подготовки слушателей в поддержку инженерного направления, к традиционным для нашего центра курсам по компьютерному моделированию в среде «Компас» и объектно-ориентированному программированию добавились робототехника и компьютерная учебная среда KODU», – сообщила Наталья Петровна.

Ежегодно центром проводятся городские научно-практические конференции по информатизации, семинары, круглые столы и мастер-классы, летние профильные смены по информационным технологиям, конкурсы для учащихся и педагогов.

С докладом «Соревнования по робототехнике как современный стимул к инновациям в образовании» выступил Александр Иванович Сандраков, методист учебно-методического и аналитического отдела МКУДПО ГЦИ «Эгида».

В 2016 году Городской центр информатизации «Эгида» стал ресурсным центром – Учебно-методическим центром инновационного образования. «Это позволило проводить в нашем городе федеральные соревнования, такие как «Икар» и «Икарёнок», участвовать в различных конференциях по робототехнике, делиться своим опытом и получать опыт коллег из других регионов. Есть также перспектива – попасть в проект «водной робототехники» рамках дорожной карты Marinet Национальной технологической инициативы. В частности, принять участие в соревнованиях «Солнечная регата», призванных способствовать продвижению современных технологий, развивать инженерно-техническое творчество и пропагандировать экологически чистый водный транспорт», – рассказал Александр Иванович.

Методические составляющие безопасного использования сети Интернет во внеурочной деятельности (персональные данные) представила Татьяна Ивановна Шарапова, методист учебно-методического и аналитического отдела МКУДПО ГЦИ «Эгида».

Основные аспекты подготовки команд к Всероссийской робототехнической олимпиаде раскрыл в своём выступлении Алексей Леонидович Хлопотников, учитель робототехники МБОУ «АКЛ им. Ю. В. Кондратюка».

С докладом «Сайт образовательной организации как составляющая информационно-образовательной среды школы» выступила Татьяна Анатольевна Шабалина, методист учебно-методического и аналитического отдела МКУДПО ГЦИ «Эгида».

Как рассказала Татьяна Анатольевна, для обеспечения условий информационной поддержки деятельности образовательных организаций, в связи с изменившимся законодательством и повышением требований к соблюдению норм законов, Городской центр информатизации «Эгида» регулярно проводит: консультирование сотрудников, наполняющих сайты образовательных учреждений; обучение сотрудников ведению сайтов, изучение специализированных инструментов для ведения сайтов образовательных организаций; обучение сотрудников ведению портфолио работников образования.

Информация о ведении сайта образовательной организации размещена на сайте ГЦИ «Эгида» в специальном разделе «Ведение сайта ОО».

Пакет инструментов «Movavi» для создания школьного мультимедийного контента представила в своём выступлении специалист компании «Movavi» Дарья Сергеевна Попова.

По окончании работы секции её участники выразили благодарность организаторам и выступающим, удовлетворение продуктивной работой и заинтересованность в продолжении профессионального общения в контексте обсуждаемых проблем.

Специалисты обсудили вопросы развития естественнонаучного образования в современной школе

28 августа в Большом новосибирском планетарии состоялся круглый стол по актуальным вопросам развития естественнонаучного образования в современной школе. 130 педагогов естественнонаучных дисциплин из всех районов города, собрались в звездном зале планетария, чтобы обсудить актуальные проблемы вопросов естественнонаучного образования.

В ходе мероприятия участники обсудили следующие вопросы:

– «Современное состояние естественнонаучного образования в школе»;

– «Методическое сопровождение такого образования»;

– «Современные методы исследования в области биологии и их реализация в учебной деятельности»;

– «Организационно-деятельностные игры в естественнонаучном образовании»;

– «Кейс-методы и проблемно-ситуативные формы в школьном естественнонаучном образовании»;

– «Реализация научного подхода при организации учебно-исследовательской деятельности школьников»;

– «Система олимпиадной подготовки школьников по астронимии. Проблемы и способы их решения».

В течение двух часов участники делились своими достижениями в данной области, анализировали опыт коллег, передовые подходы и практики в решении вопросов естественнонаучного образования.