28 марта в актовом зале школы №212 прошло совещание министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и департамента образования мэрии города Новосибирска. Специалисты обсудили основные результаты деятельности департамента за три предшествующих года и поставили задачи на 2017 год.
С основным докладом выступил Рамиль Михайлович Ахметгареев, начальник департамента образования мэрии города Новосибирска.
Как сообщил Рамиль Михайлович, в отрасли «Образование» в прошедшем году были продолжены процессы оптимизации и реорганизации: создано два муниципальных автономных учреждения – детский сад №555 и школа №212; реорганизованы путем присоединения четыре детских сада; вечерняя школа №32 присоединена к средней школе №80; произведена ликвидация детского сада №284.
В рамках реализации муниципальной программы в 2016 году дополнительно введено в эксплуатацию пятьсот двадцать новых мест для дошкольников за счёт открытия четырёх групп в действующих детских садах №196 и №449, прежде занятых арендаторами, и строительства зданий детского сада №555 на микрорайонах «Новомарусино» и «Дивногорский».
Хорошими темпами продолжается строительство новых школ на микрорайоне «Березовый» Первомайского района, специальной коррекционной школы № 37 в Железнодорожном районе Центрального округа, реконструкция школы № 155 в Октябрьском районе, капитальный ремонт школы № 82 в Дзержинском районе. Ввод этих объектов запланирован на 2017 год.
Подготовлена проектно-сметная документация на строительство образовательных организаций в микрорайонах «Плющихинский» и «Весенний». А в микрорайоне «Чистая слобода» уже начаты строительные работы.
По словам начальника департамента образования, позитивные тенденции наблюдаются в изменении содержания общего образования, направленные на овладение техническими специальностями. Так, в городе развивается сеть специализированных и профильных классов математического, естественно-научного, информационно-технологического и инженерного направлений; созданы центры по освоению инженерных компетенций на базе Второй Новосибирской гимназии, школ № 165 и № 112; повышается интерес общеобразовательных учреждений к участию в движении Junior Skils, овладению рабочими профессиями.
По итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2016 году сборная команда Новосибирской области вновь вошла в Золотую дюжину. Из восьмидесяти трёх ее участников пятьдесят пять – школьники города Новосибирска, тридцать семь из них – призеры и победители.
Серьёзный акцент в городе делается на развитие системы воспитания. В 2016 году по инициативе Президента страны Владимира Владимировича Путина положено начало создания российского движения школьников и движения юнармейцев. Четыре общеобразовательных учреждения Новосибирска: школа № 43, гимназии № 15 и № 7, лицей № 22 – вошли в число пилотных площадок его регионального отделения.
«Нам необходимо сконцентрировать наши усилия на становлении Российского движения школьников в Новосибирске, которое призвано обеспечить персональную включенность ребёнка в реальную позитивную социальную и социокультурную практику, вернуть социальную активность молодому человеку», – резюмировал начальник департамента образования мэрии города Новосибирска.
В 2016 году многие достижения учителей, воспитателей, педагогических коллективов были отмечены не только на городском, но и на федеральном уровне.
В ТОП-500 вошли десять общеобразовательных учреждений Новосибирска: гимназии №№ 1, 3, 4, 7, 11, Вторая Новосибирская гимназия, Образовательный центр «Горностай», лицеи №9, №130, Лицей информационных технологий.
В ТОП-200 лучших общеобразовательных организаций по развитию способностей с учетом показателей Всероссийской олимпиады школьников из города Новосибирска вошли 4 общеобразовательных учреждения: Вторая Новосибирская гимназия, Образовательный центр «Горностай», Гимназия №1, лицей №130.
По результатам Всероссийского конкурса «100 лучших лицеев и гимназий России» на пьедестале – лицеи №№ 9 и 200.
Во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» победила школа №34.
Во Всероссийском конкурсном отборе образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, победила школа № 196 с программой «Новые горизонты воспитания – круг новых действий и возможностей».
Победителями Всероссийского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования» стали Центры развития детей и юношества Заельцовского и Центрального районов.
Лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» стала школа №112, представившая систему работы по инженерному образованию.
Достойно представили Новосибирск на всероссийском уровне победители городских профессиональных конкурсов.
Абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодой учитель» признан учитель физики гимназии № 11 Дедюха Леонид Анатольевич.
В число финалистов и лауреатов Всероссийских профессиональных конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года» вошли победители городских конкурсов Калинина Екатерина Игоревна, учитель английского языка лицея № 9, и Жаркова Елена Александровна, воспитатель детского сада № 411.
Как отметил в своём выступлении министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Александрович Нелюбов, сегодня система образования города Новосибирска является лидером системы образования региона. Новосибирск обладает мощными ресурсами для качественного образования, это: научно-образовательные комплексы, вузы, институты развития и технопарки, учреждения культуры и спорта.
Так, общие результаты ЕГЭ в 2016 году в городе выше средних по региону. Выстроенная система выявления, развития и поддержки одаренных детей в городе подтверждает свою эффективность наибольшим количеством победителей и призеров олимпиад, конкурсов и конференций. А в списке 500 лучших школ России от Новосибирской области стабильно наибольшее количество общеобразовательных организаций – из Новосибирска.
Вместе с тем, существует ряд вопросов, работу над которыми предстоит продолжить. Среди них: вопросы обеспечения качества и безопасности образовательного процесса, повышения квалификации педагогических и руководящих работников, аттестации, лицензирования и аккредитации образовательной деятельности.
Говоря о необходимости создания муниципальной системы оценки качества образования, Сергей Александрович обратил внимание директоров на тот факт, что количество выпускников, награжденных золотыми медалями «За особые успехи в учении», с 2013 года в Новосибирске увеличилось в 2 раза. При этом, по итогам анализа качества ГИА, золотые медалисты из 9 образовательных организаций города не преодолели минимальный порог по предметам. По мнению министра, такая ситуация требует от школы объективного подхода и контроля за результатами выпускников, претендующих на медаль.
По словам министра, ухудшился такой показатель, как равенство доступа к качественному среднему общему образованию по математике. За три года Новосибирск переместился в рейтинге с 25 до 32 места. Остаётся низким процент детей, занимающихся в спортивных объединениях. Это также подтверждается малой численностью участников Президентских состязаний и Президентских игр.
Особое внимание Сергей Александрович уделил теме открытости образовательных организаций, в частности, наполнению и достоверности информации, представленной на сайтах школ.
На совещании также прозвучали выступления руководителей образовательных учреждений. О создании системы подготовки инженерной элиты рассказала директор Инженерного лицея НГТУ Маргарита Александровна Безлепкина.
Модель образовательного комплекса как перспективы обеспечения вариативности и разнообразия дошкольного образования представила заведующая детским садом №59 Елена Владимировна Махова.
Роль воспитательной составляющей в системе дополнительного образования раскрыл в своём выступлении руководитель Дворца творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор» Андрей Васильевич Вострокнутов.
Актуальные направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях мегаполиса обозначила директор Городского центра образования и здоровья «Магистр» Нина Александровна Склянова.