24 августа в ГКЗ им. А. Каца прошло пленарное заседание XVII съезда работников образования Новосибирской области «Система образования Новосибирской области: гордимся прошлым, проектируем будущее».
Работа XVII съезда работников образования Новосибирской области началась 22 августа. В течение двух дней педагоги и руководители образовательных организаций Новосибирской области проектировали будущее образовательных систем, обсуждали условия повышения качества образования. В рамках съезда прошли 40 мероприятий, в которых приняли участие 2740 человек.
Губернатор Новосибирской области Владимир Филиппович Городецкий обратился с приветственным словом к участникам пленарного заседания: «Прежде всего я хочу поздравить вас с двумя знаковыми юбилеями: 80-летием со дня образования Новосибирской области и ещё одним событием, которое предопределило развитие образовательного, научного потенциала нашей области – 60-летием создания Сибирского отделения Российской академии наук. После того, как центр науки в Академгородке дополнили вузы, отделения медицинской и сельскохозяйственной наук, Новосибирск превратился в настоящую научно-образовательную столицу».
По словам губернатора, на сегодняшний день научно-образовательный комплекс Новосибирской области позволяет успешно решать задачи модернизации общего, профессионального и высшего образования, развития инновационной экономики. «Парковая политика, программа реиндустриализации экономики, ориентирующая нас на развитие современных производств, и задачи по формированию цифровой экономики, которые поставил перед нами Президент России Владимир Путин, требуют подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям времени», – подчеркнул губернатор.
Сегодня в регионе формируется открытое пространство инженерного образования, которое предполагает создание региональной инновационной инфраструктуры и развитие сети специализированных классов естественнонаучного, математического и инженерного направления. Уже сейчас функционируют 240 таких классов, в том числе 139 инженерных, в которых обучается около 6 тысяч школьников. Активно развивается программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников Junior Skills. В 2015 году был открыт региональный ресурсный центр «Детский технопарк». В конце 2016 года Правительство области утвердило Концепцию создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области на 2017–2020 годы.
По словам губернатора, приоритетными для регионального Правительства остаются поддержка одарённых детей в области искусства, спорта и науки, внедрение новых форм и методов инклюзивного образования, развитие школьного технопредпринимательства, строительство новых школ и обновление действующих учебных заведений. «С января 2018 года будет увеличено субсидирование питания для льготных категорий учащихся; вновь запущена программа «Школьное окно». Важным является вопрос создания новых мест для дошкольников в возрасте от 1,5 до 3-х лет, а также – ухода с обучения в школах в две смены», – сообщил Губернатор.
С итоговым докладом «Система образования Новосибирской области: гордимся прошлым, проектируем будущее» выступил министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Александрович Нелюбов. По словам министра, доля бюджета министерства в областном бюджете региона на 2017 год составляет почти 20%. «Это позволило обеспечить выполнение «майских» Указов Президента РФ. Сохранены меры социальной поддержки работников образования, льготное питание обучающихся, поддержка одарённых детей и молодёжи, реализация региональных проектов», – отметил Сергей Александрович.
В регионе решается задача по ликвидации двух смен обучения школьников. В 2016 году создано одна тысяча пятьдесят новых мест. В текущем году будут построены три новые школы.
Одной из главных задач системы образования министр назвал воспитание, важным компонентом которого является формирование устойчивых представлений об истории родного края. В этой связи Сергей Александрович напомнил, что в год 80-летия нашего региона авторским коллективом ученых региона подготовлено учебное пособие «История Новосибирской области», от древнейших времен до современности. «В новом учебном году необходимо ввести курс истории Новосибирской области во всех школах региона, – подчеркнул министр. – Прошу НИПКиПРО в кратчайшие сроки разработать и направить в школы методические рекомендации для педагогов по этому курсу и провести повышение квалификации учителей по проблемам локальной истории».
Особое внимание в докладе было уделено вопросам развития новых форм инклюзивного образования, созданию условий для развития одаренности у детей, усилению роли учреждений дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения.
С докладом «Дополнительное образование детей: социальный заказ и перспективы развития (на примере муниципальной системы образования г. Новосибирска)» выступил начальник департамента образования мэрии города Новосибирска Рамиль Миргазянович Ахметгареев.
Как сообщил Рамиль Миргазянович, особенностью существующей муниципальной системы образования города является её интеграционный и межведомственный характер. Для повышения эффективности и качества услуг в этой сфере в 2015 году разработана и утверждена «Концепция развития муниципальной системы дополнительного образования города Новосибирска».
Всего дополнительным образованием охвачены более 129 тысяч детей города. В 44 учреждениях дополнительного образования, подведомственных департаменту образования, из которых 17-многопрофильные и 20 узконаправленные, открыто более четырёх тысяч объединений, в которых занимаются более 86 тысяч учащихся в возрасте от 5 до 18 лет.
В своём выступлении Рамиль Миргазянович подчеркнул, что сегодняшний день диктует создание и развитие современной техносферы, научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников, в том числе профильных естественно-математических и инженерных модулей, предназначенных для практического освоения.
«Департаментом образования разработана программа развития технологического образования, в том числе и технического творчества для школьников города. Подготовлен и представлен проект развития детско-юношеского центра «Планетарий» как «Парка науки и технологий». На базе Второй новосибирской гимназии создан муниципальный ресурсный центр инженерного образования. На базе дворца творчества «Юниор» – муниципальный ресурсный центр по выявлению и развитию одаренных детей и талантливой учащейся молодежи», – сообщил Р.М. Ахметгареев.
Департаментом образования продолжается поиск рациональных решений, способных удовлетворить потребности различных категорий школьников. Только за 2016 год количество кружков, секций, объединений на базе общеобразовательных школ увеличилось на 432 с охватом более шести с половиной тысяч обучающихся.
Действующие на базе образовательных организаций школьные музеи, патриотические клубы, поисковые отряды способствуют формированию гражданского, патриотического сознания обучающихся.
На протяжение последних лет в городе ведется работа по созданию, обучению, развитию органов школьного самоуправления, детских общественных организаций, волонтёрского движения, российского движения школьников и Юнармии.
С целью развития профессиональных компетенций педагогов департаментом образования на базе Новосибирского городского дома учителя разработан проект «Гуманитарный технопарк», выстраивающий систему для поддержки профессионального роста педагогов, формирующий образ педагога нового типа в контексте кружкового движения НТИ.
В завершение съезда губернатор Новосибирской области Владимир Филиппович Городецкий вручил награды четырем работникам образования Новосибирской области в связи с присвоением звания «Заслуженный работник образования Новосибирской области», а также активным представителям образовательных и общественных организаций области.