15 июня в Минобрнауки РФ состоялась встреча Министра образования и науки России О.Ю. Васильевой с участниками федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2017». Педагоги, вышедшие в финал конкурса, представляют все 85 субъектов РФ.
Встреча прошла в формате «открытого микрофона»: педагоги задавали Министру волнующие их вопросы. Учителей истории из Хабаровского края и Нижнего Новгорода интересовало, увеличится ли количество часов на изучение этого предмета в связи с введением обязательного ЕГЭ в 2020 году? И какова вероятность, что экзамен станет двухуровневым — базовым и профильным? «У нас странным образом история Отечества заканчивается 10-м классом. Одни считают, что нужно продолжить до 11-го класса, а другие, что историю XX и XXI веков надо включить в блок «Россия в мире». Я все-таки за продолжение курса отечественной истории», — обозначила свою позицию глава Минобрнауки. По мнению Министра, делать экзамен по истории уровневым не предполагается, однако в этом вопросе требуется «взвешенный подход». «Должен быть взвешенный курс, который определяет наше отношение к истории и знания по этому предмету», - подчеркнула Ольга Юрьевна. Она уточнила, что Россия отнюдь не является первой страной, которая пошла по пути создания единых учебников, и привела в пример опыт разработки единого учебника по истории в Нидерландах: «Это маленькая страна, но там копья ломали семь лет. Возглавлял комиссию один из самых маститых историков. В итоге ученые отобрали 330 фактов истории, которые неоспоримы для всех жителей страны и которые дети, закончившие школу, должны знать». Такой подход, с точки зрения О.Ю. Васильевой, заслуживает внимания.
Педагог из Ивановской области поинтересовалась, не считает ли Министр, что профильные школы, куда детей отбирают с 5-го класса, нарушают права ребенка? «Это очень болезненная процедура для детей, родителей и учителей», - заключила педагог. Министр, в свою очередь, обратила внимание на то, что «ни одна школа в стране не подчиняется Министерству образования», и решение, как отбирать учеников, с федерального уровня не навязывается. «Политику школы — содержательную и хозяйственную — определяет сейчас муниципалитет. Нужно вернуть школы в региональное подчинение, чтобы у нас возникало меньше проблем. Школа не должна быть оторвана от государства. Она не может быть самостийным хозяйством», — сказала Министр. Вместе с тем Ольга Юрьевна подчеркнула, что опыт работы профильных школ традиционно используется не только у нас в стране, но и в других странах мира. «Я за то, чтобы такие школы были. Большая часть профильных школ действительно отбирает детей с 5-го класса. Может быть, целесообразно делать это в более мягкой форме. Но бывает, что ребенок явно не математик. Зачем его обрекать еще на шесть лет мучений, если школа математическая, а у него совсем другой склад ума?» – сказала Министр.
Учитель из Казани попросил Министра разъяснить, почему в обществе укрепилось мнение, что обучение и воспитание являются услугой, и что можно сделать, чтобы эту ситуацию изменить? О.Ю. Васильева уточнила, что ситуацию спровоцировало наличие этого термина в Законе «Об образовании в РФ», и сегодня «идут попытки это убрать». «В общественном сознании в последнее время возникли совершенно невообразимые конструкции, которые прежде не использовались: медицинские услуги, культурные услуги, образовательные услуги. Но на самом деле социальная сфера в терминах услуг рассматриваться не может. От этого словоупотребления и пошел крен в сознании: раз мне предоставили услугу, значит, я могу чего-то требовать. Учитель, врач, священник – призвание. Так было, есть и будет», — подчеркнула Министр.
«Как улучшить жизнь учителя в школе?», — спросил у Министра педагог из Барнаула, имея в виду ситуацию, когда родители несправедливо жалуются на учителей и школу во все инстанции. Отвечая на вопрос, О.Ю. Васильева привела в пример опыт Австрии. «Вена. 7:15 утра, родитель отводит ребенка в школу и отдает его педагогам. В 17:15 родитель получает ребенка обратно. Зайти в школу он не может, если только его позовут. Как вам такая зарисовка? — обратилась она к конкурсантам. — Родители должны быть приглашенными людьми. Они союзники. Но управлять или командовать – недопустимо. Существуют определенные права и обязанности по воспитанию детей, и родители должны разделить их со школой, вот тогда и будет соработничество», — сказала О.Ю. Васильева.
Министерство образования и науки Российской Федерации