14 марта в актовом зале ДТД УМ «Юниор» состоялось Городское родительское собрание «По дороге в школу» для родителей будущих первоклассников с ограниченными возможностями здоровья.
В мероприятии приняли участие начальник департамента образования мэрии города Новосибирска Р. М. Ахметгареев, заместитель начальника департамента - начальник управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса Е. Ю. Кащенко, а также специалисты территориальной психолого-медико-педагогической комиссии МКУДПО ГЦОиЗ «Магистр».
За час до начала собрания специалисты центра (учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи) организовали экспресс-консультации, родители очень активно задавали волнующие вопросы, обсуждали проблемы.
Важность поднятой для обсуждения темы неоспорима. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. В этот период многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
В основной части собрания специалисты центра представили свои методические практики. На тему «Ребенок с ОВЗ на пороге школы: что нужно знать родителям о ПМПК» выступила И. С. Субботина, руководитель ТПМПК МКУДПО ГЦОиЗ «Магистр». Ирина Станиславовна рассказала основные цели и задачи ПМПК: выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимся поведением, проведение их комплексного обследования, подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций работает ТПМПК. Руководитель ТПМПК также отметила, что дети и подростки проходят обследование по инициативе родителей или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций, но только с письменного согласия родителей; при достижении возраста 14 лет несовершеннолетний может пройти ПМПК по собственной инициативе.
«Психологическая готовность ребенка с ОВЗ к началу школьного обучения» - тема выступления И. А. Танаковой, педагога-психолога территориальной психолого-медико-педагогической комиссии МКУДПО ГЦОиЗ «Магистр». «Каждый родитель первоклассника задумывается: готов ли ребёнок к школе, - отметила Ирина Александровна. - И даже если ребёнок умеет читать, бегло считать и решать простые задачи, нельзя точно сказать, что он является школьно зрелым. Нужно учитывать физиологическую, психологическую и интеллектуальную готовность первоклассника. И тем более этот вопрос волнует родителей детей с особыми потребностями».
О профилактике трудностей в обучении рассказала родителям Т. А. Емельянова, учитель-дефектолог территориальной психолого-медико-педагогической комиссии МКУДПО ГЦОиЗ «Магистр». Татьяна Алексеевна назвала основные навыки семилетнего ребенка: владеть мыслительными операциями; обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира; планировать свою деятельность; осуществлять самоконтроль. Специалист также подчеркнула, что когда человек учится, у него может что-то сразу не получаться, это естественно, ребёнок имеет право на ошибку, поэтому поддержка родителей просто необходима. «Очень важно не пропустить трудности, возможные на начальном этапе овладения учебными навыками, необходимо решать проблемы на первом году обучения, обращаться к специалистам», - выделила Т. А. Емельянова.
Вопросы необходимости консультаций с логопедом раскрыла Юлия Анатольевна Оборина, учитель-логопед ТПМПК МКУДПО ГЦОиЗ «Магистр».
О необходимости медицинского сопровождения детей младшего школьного возраста рассказала Ольга Анатольевна Толопило, врач-невролог территориальной психолого-медико-педагогической комиссии МКУДПО ГЦОиЗ «Магистр».
Чем могут помочь родители в первый год обучения, рассказала собравшимся заведующий отделом профилактической работы с образовательными организациями, семьей и детьми МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» Т. Д. Яковенко. Психолог рекомендовала поддерживать в ребёнке его стремление стать школьником, показывать искреннюю заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзно относиться к его первым достижениям и возможным трудностям, все это поможет первокласснику подтвердить значимость его нового положения. Первоклассник в его желании добиться успеха нуждается в родительской поддержке, важно в каждой работе найти, за что можно похвалить ребенка, ведь похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные способности человека. Нельзя забывать про распорядок дня, родители должны помочь своему первокласснику составить его, организовать и следить за соблюдением. «К тому же надо помнить, - отметила Татьяна Дмитриевна, - что поступление в школу не должно лишать ребенка многообразия и радости жизни, игр и развлечений, у первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий».
«Верьте в ребенка, верьте в учителя!» - такой принцип предлагают психологи родителям первоклассников.
В завершении мероприятия собравшиеся смогли задать вопросы руководству департамента образования и специалистам центра «Магистр». Родители будущих первоклассников уточняли, существует ли ежедневный медицинский контроль детей с ОВЗ в средней общеобразовательной школе, помогают ли специалисты ТПМПК выбрать специальную (коррекционную) школу, как часто нужно проходить комиссию, какие необходимы документы для ее прохождения.