23 и 24 августа на базе ДТД УМ «Юниор» состоялся семинар для руководителей и старших воспитателей образовательных организаций, реализующих дошкольные образовательные программы, на темы: «Современный дошкольник. Плюсы и минусы раннего и сверхраннего обучения» и «Как помочь дошкольнику стать успешным первоклассником».
Модератором семинара выступила Т. В. Горбачева, директор МБОУ «Лицей№ 159», председатель Регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». Татьяна Вячеславовна обозначила цели и основные вопросы заседания.
Ведущим экспертом семинара стала Т. А. Филиппова, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития Института возрастной физиологии Российской академии образования, педагог высшей квалификационной категории, канд. биол. наук.
Татьяна Андреевна раскрыла понятие когнитивного развития и обозначила его три основным периода. Затем определила факторы риска развития дошкольника: сокращение периода дошкольного детства, сверхраннее обучение, отсутствие учета индивидуальных особенностей, ограничение контактов со сверстниками и со взрослыми членами семьи, система неадекватных требований, стресс ограничения времени и перегрузка, нерациональная организация занятий, исчезновение игры как ведущего вида деятельности. Не менее значимы, по словам Т. А. Филипповой, педагогические факторы риска, к которым относятся: стрессовая тактика педагогического воздействия, стресс ограничения времени, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям воспитанников, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов в вопросах физиологии и психологии. На когнитивное развитие оказывают влияние и семейные факторы: неадекватные требования (особенно матери), неэффективные меры воспитания, отсутствие учета индивидуальных темпа развития, перегрузки, проблемы детско-родительских отношений, нарушение психического здоровья родителей, конфликты между родителями, недостаточная квалификация родителей в вопросах физиологии и психологии ребенка, неэффективное взаимодействие с педагогами.
В своем докладе Татьяна Андреевна развенчала ряд популярных мифов о развитии детей раннего возраста и назвала основные принципы эффективной организации развивающих занятий для дошкольников, в частности: возрастная адекватность форм и методов обучения, соответствие индивидуальным особенностям, активизация познавательной активности, системность, комплексность, учет сильных и слабых сторон развития, коррекция слабых сторон развития, динамичное наблюдение и модификация форм, методов и условий.