Вы здесь

Back to top

Научно-практический семинар тифлопедагогов образовательных организаций

24 января 2018 года на базе МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» состоялся научно-практический семинар в рамках городского методического объединения тифлопедагогов образовательных организаций  «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с различными нарушениями зрения дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования».

С приветственным словом участников научно-практического семинара встретила Ирина Станиславовна Субботина, руководитель ТПМПК г. Новосибирска. В своем выступлении «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с различными нарушениями зрения дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования», Ирина Станиславовна затронула актуальные вопросы о сохранении традиционных и развитии вариативных форм организации обучения детей с ОВЗ в ДОО; организации работы профильной офтальмологической ПМПК, позволяющей решать вопросы своевременного выявления и психолого-педагогической помощи детям с НЗ; о сетевом взаимодействие ДОО, имеющих группы компенсирующей направленности для детей с НЗ  с медицинскими организациями, организациями социальной поддержки населения, высшей школой и другими партнерами, которые вносят вклад в развитие и образование слабовидящих детей, оказывают психолого-педагогическую и медицинскую поддержку в случае необходимости. Ирина Станиславовна обратила внимание на  увеличение количества обращений в ПМПК детей раннего возраста, как положительные предпосылки для профилактики трудностей обучения и социализации.

Директор "Новосибирской областной специальной библиотеки  для незрячих и слабовидящих Юрий Юрьевич Лесневский представил в своем выступлении актуальные направления инклюзивного образования, методы социализации  детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культуры и искусства.

Юрий Юрьевич подчеркнул уникальную возможность специализированной библиотеки создавать многоформатные пособия, полноцветные рельефно-графические планшеты, образцы народного прикладного творчества и др. Мини-экпозиция данных изданий, организованная библиотекой,  позволила специалистам ОО поближе познакомиться с их особенностью.

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной безбарьерной среды в группе для детей с нарушениями зрения», М.В. Мукомолова, учитель-дефектолог, тифлопедагог МКДОУ № 429 «Теремок»: «Для организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с нарушением зрения необходимы специальные условия образования. Условия образования воспитанников с нарушением зрения определены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26. Чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо: создать соответствующие условия для зрительного восприятия; оптимально использовать наглядные пособия; применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка; подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей».

«Создание условий для профилактики, коррекции имеющихся нарушений зрения воспитанников ДОО», О.В. Рау, учитель-дефектолог, тифлопедагог МКДОУ № 203 «Радужка»: «Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их местонахождение в пространстве, воспринимает богатейшую гамму цветовых оттенков. Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает. Снижение или слабость зрительных функций в период детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою функцию. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей».

«Приемы ТРИЗ (теория решения интеллектуальных задач) как средство формирования предметных представлений у дошкольников с ОВЗ», М.П. Бельш, учитель-дефектолог, тифлопедагог МКДОУ № 447 «Семицветик»: «Ознакомление с предметным миром является основой разностороннего развития детей дошкольного возраста и предполагает передачу определенного объема знаний об окружающих объектах, знакомство с их качествами, свойствами и функциональным назначением. Метод морфологического анализа помогает научить детей анализировать строение любого объекта, более точно и полно осознавать его  признаки и объединять их в целостный образ, что, на мой взгляд, является первоочередной задачей для детей с нарушениями зрения. В результате систематической работы с морфологической таблицей у детей обогащаются, уточняются и систематизируются представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира. Дети могут описать объект, сравнить два объекта на вербальном уровне, выделить их части, рассказать о назначении. Дети по возрасту овладевают навыками символизации, быстрее и легче осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Использование данного пособия на занятии повышает познавательный интерес детей, мотивирует обследовать предмет, позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира».

«Формирование представлений о времени у слабовидящих дошкольников старшего возраста», Е.И. Муравьева, учитель-дефектолог, тифлопедагог МКДОУ № 38 «Вдохновение»: «Время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной “картины мира”. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей».

«Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения», О.В.Никитенко, учитель-дефектолог, тифлопедагог МКДОУ № 429 «Теремок»: «Профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности в дошкольной системе образования. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом. Важный показатель результативности данной работы: эффективность коррекционно-педагогической работы составляет 100%повышение остроты зрения и снятие статуса ОВЗ высокий уровень социальной адаптации и интеграции выпускников детского сада. Таким образом, зрительная гимнастика – составляющая часть коррекционно-педагогической  работы. Она не существует сама по себе, но продолжает и дополняет различные виды деятельности, комплексно воздействуя на развитие ребенка».

«Сопровождение ребенка с нарушениями зрения и его семьи в системе ранней помощи: методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья», Г.Э. Жукова, руководитель МО тифлопедагогов г.Новосибирска, учитель-дефектолог, тифлопедагог МКДОУ № 312 «Жемчужинка»: «Методическое сопровождение состоит в развитии профессионализма педагогов, совершенствовании их теоретической и практической подготовки, обеспечении условий для творческого роста каждого педагога. Предлагаемая подборка мероприятий и пособий поможет организовать методическую работу в образовательных учреждениях, создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов, подготовить комплексно-методическое обеспечение образовательного процесса в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ».

ГЦЗиО «Магистр»