17 октября ДТД УМ «Юниор» прошел научно-практический семинар «Проектная деятельность школьников в образовательном пространстве города Новосибирска». В нем приняли участие заместители директоров по научно-методической (учебной) работе, учителя и научные консультанты, ведущие проектную деятельность с учащимися 5-8 классов.
Во вступительном слове И. В. Гудзева, заместитель начальника отдела кадровой работы департамента образования мэрии города Новосибирска, отметила, что проектная деятельность вернулась в школы, она начинается в начальном звене, а это очень важно для дальнейшей исследовательской работы. Ирина Валентиновна также подчеркнула, что в среднем звене проводится именно конкурс проектов, что является наиболее перспективной формой работы.
С основным докладом «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми в процессе проектной деятельности» выступила Ольга Александровна Кожемякина, кандидат психологических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета. Она отметила, что в последнее время увеличивается категория детей с одаренностью разных типов. «В современной детской популяции наблюдается рост показателей интеллекта – на 1% каждые 5 лет, - подчеркнула Ольга Александровна. – Но отмечается снижение уровня энергичности детей при росте эмоционального дискомфорта. Мы также наблюдаем недоразвитие мотивационно-потребностной сферы детей, фиксируем недоразвитость внутреннего плана действий, умения удерживать правило и действовать с ним. При этом у детей усиливается чувство брошенности, опустошенности, растерянности, неверия в себя». Ольга Александровна также дала ряд рекомендаций общения педагога и ученика: 1) Будьте доброжелательны, не критикуйте; 2) Оставайтесь эмоционально стабильными; 3) Стимулируйте ученика, хвалите; 4) Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы.
Работа семинара продолжилась в формате круглого стола. Модератором выступила канд. ист. наук, доцент НГПУ Т. В. Мжельская. В обсуждении приняли участие члены жюри городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5-8 классов, они рассказали педагогам, ведущие проектную деятельность с учащимися 5-8 классов, о критериях оценки проектов, специфике исследовательских проектов по направлениям, особенностях выбора темы проекта, провели анализ исследовательских работ прошлого года.
В частности, канд. культурологии, доцент НГПУ Е. Е. Тихомирова отметила, что специфика проектной деятельности в секции «Культурология» состоит в выявлении и представлении в материальной форме всех смыслов, которые предлагает расшифровать культура, важно не просто описать какое-то явление, а показать, «докопаться» до того, что оно значит.
«Интересные темы для работ можно находить в открытых источниках, - отметил канд. физ-мат. наук, доцент СУНЦ НГУ Ю. Л. Башкатов, - для физиков это, в первую очередь, темы Турнира юных физиков и Турнира юных естествоиспытателей». Юрий Леонидович также подчеркнул, что обязательно должно быть исследование, чтобы школьник показал проведенный опыт, представил его в презентации (фото, видео), в виде изделия и т.п.
Избегать слишком традиционных тем, повторяющихся из года в год призвал канд.пед.наук, доцент НГПУ И. В. Сартаков. «Такие работы тяжело воспринимаются, выигрышными будут выглядеть работы с новыми интересными продуктами, - сообщил Игорь Витальевич, - важно также соблюдать все обязательные условия описания продукта, иначе работа автоматически будет отклонена». С И. В. Сартаковым согласилась канд. филол. наук, доцент НГПУ И. Г. Катенева, при этом отметила, что надо адекватно оценить знания ребенка и не предлагать ему тем, терминов, явлений, которые тот еще до конца не может понять.
О том, что важно правильно мотивировать школьника среднего звена, говорила канд. пед. наук, доцент НГПУ Н. А. Бурова, она подчеркнула, что работа должна приносить ребёнку удовольствие, «он должен увидеть задачу, понять ее, сделать это сам – именно такой должна быть цель».
Научный сотрудник Института систем информатики СО РАН Т. И. Тихонова также выделила психологический момент защиты проектов: «Зачастую дети адекватнее реагируют на критику, чем учителя и, тем более, родители, так что важно правильно настроиться на саму работу в течение года и на процедуру защиты».
Т. В. Мжельская, подводя итог семинара, обратила внимание педагогов на точное следование Положению конкурса, оформлению работ. «Согласно требованиям конкурса, у любой работы должен быть продукт проекта, как пример для секций «История», «Музеология», «Обществознание» это может быть фильм, реконструкция, буклеты, интерактивная карта, викторина», - подчеркнула Татьяна Владимировна.